1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
Алфавитный указатель терминов на русском языке
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ |
ГОСТ Р |
Транспорт железнодорожный
СОСТАВ ПОДВИЖНОЙ
Термины и определения
Москва Стандартинформ 2013 |
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в
Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О
техническом регулировании»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Государственным образовательным учреждением
высшего профессионального образования Московским государственным университетом
путей сообщения (МИИТ)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45
«Железнодорожный транспорт»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального
агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 ноября 2012 г. №
722-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего
стандарта установлены в ГОСТ Р
1.0-2012 (раздел 8). Информация об
изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1
января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а
официальный текст изменений и поправок – в ежемесячном
информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены)
или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано
в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты».
Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в
информационной системе общего пользования – на официальном сайте
национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет (gost.ru)
Содержание
1 Область 2 Нормативные ссылки. 2 3 Термины и определения. 3 Алфавитный указатель терминов на
|
Введение
Установленные в настоящем стандарте термины расположены в
систематизированном порядке, отражающем систему понятий данной области знания.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный
термин.
Не рекомендуемые к применению термины-синонимы приведены в
круглых скобках после стандартизованного термина и обозначены пометой «Нрк».
Заключенная в круглые скобки часть термина может быть
опущена при использовании термина в документах по стандартизации, при этом не
входящая в круглые скобки часть термина образует его краткую форму.
Для сохранения целостности терминосистемы в настоящем
стандарте приведены терминологические статьи из других стандартов, действующих
на том же уровне стандартизации, заключенные в рамки из тонких линий.
Наличие квадратных скобок в терминологической статье
означает, что в нее включены два (три, четыре) термина, имеющие общие
терминоэлементы.
В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с
указанием номера статьи.
Помета, указывающая на область применения многозначного
термина, приведена в круглых скобках светлым шрифтом после термина. Помета не
является частью термина.
Приведенные определения можно, при необходимости, изменять,
вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них
терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения
не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем
стандарте.
Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом,
синонимы – курсивом.
ГОСТ Р 55057-2012
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Транспорт железнодорожный
СОСТАВ ПОДВИЖНОЙ
Термины и определения
Railway transport. Rolling stock.
Terms and definitions
Дата
введения – 2013-07-01
1
Область применения
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения
понятий в области железнодорожного подвижного состава.
Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются
для применения во всех видах документации и литературы по железнодорожному
подвижному составу, входящей в сферу работ по стандартизации и/или использующей
результаты этих работ.
Настоящий стандарт следует применять совместно с ГОСТ
Р 55056, ГОСТ
19350, ГОСТ Р
53431, ГОСТ
Р 52944.
2
Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на
следующие стандарты:
ГОСТ
Р 55056-2012 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и
определения
ГОСТ
19350-74 Электрооборудование электрического подвижного состава. Термины и
определения
ГОСТ
Р 52944-2008 Цикл жизненный железнодорожного подвижного состава. Термины и
определения
ГОСТ Р
53431-2009 Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения
Примечание – При
пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных
стандартов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети
Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты»,
который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по
соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным
в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании
настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным)
стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором
дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3
Термины и определения
Железнодорожный подвижной состав
1
железнодорожный подвижной
состав: Подвижной состав, включающий в себя локомотивы, грузовые вагоны,
пассажирские вагоны локомотивной тяги и моторвагонный подвижной состав, а также
иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования
инфраструктуры железнодорожный подвижной состав.
Примечание
– Железнодорожный подвижной состав включает в себя железнодорожный тяговый
подвижной состав и железнодорожный нетяговый подвижной состав.
[ГОСТ
Р 55056-2012, статья 4]
2
единица железнодорожного
подвижного состава: Отдельный объект железнодорожного подвижного состава.
Примечание
– Отдельными объектами железнодорожного подвижного состава являются локомотивы,
вагоны, автомотрисы, электро- и дизель-поезда (или их секции), рельсовые
автобусы, мотовозы, дрезины, путевые машины на железнодорожном ходу.
[ГОСТ
Р 52944-2008, статья 5]
3
составная часть
железнодорожного подвижного состава: Деталь, сборочная единица или их
комплект, входящие в конструкцию железнодорожного подвижного состава и
обеспечивающие его безопасную эксплуатацию, безопасность обслуживающего
персонала и/или пассажиров.
[ГОСТ
Р 55056-2012, статья 6]
4 тележка железнодорожного подвижного состава: Элемент
механической части железнодорожного подвижного состава, служащий в качестве
опоры для кузова, опирающийся на рельсовый путь, обеспечивающий реализацию сил
тяги и торможения и передачи их на железнодорожный подвижной состав.
5 база тележки
железнодорожного подвижного состава: Расстояние между центрами осей крайних
колесных пар тележки железнодорожного подвижного состава.
6 колесная
пара железнодорожного подвижного состава: Сборочная единица, служащая для
реализации силы тяги, развиваемой в зоне контакта колесной пары и рельса, для
восприятия силы тяжести от массы ходовой тележки и кузова и передачи ее на
рельсовый путь, а также для направления движения железнодорожного подвижного
состава по железнодорожному пути.
7
сцепное устройство железнодорожного
подвижного состава: Составная часть железнодорожного
подвижного состава,
обеспечивающая его сцепление единиц железнодорожного подвижного состава и
передачи продольных сил.
[ГОСТ
Р 55056-2012, статья 47]
8
ударно-тяговое устройство
железнодорожного подвижного состава: Сцепное устройство, служащее для
демпфирования продольных сил при их передаче.
[ГОСТ
Р 55056-2012, статья 48]
9 автосцепное устройство железнодорожного подвижного
состава: Комплект сборочных единиц и деталей для автоматического сцепления
единиц железнодорожного подвижного состава, передачи и амортизации продольных
сил.
10 переходник
сцепки железнодорожного подвижного состава: Устройство, позволяющее
сцеплять между собой сцепные устройства железнодорожного подвижного состава
различной конструкции.
11
специальный железнодорожный
подвижной состав: Железнодорожный подвижной состав, предназначенный для
обеспечения строительства и функционирования инфраструктуры железнодорожного
транспорта.
Примечание
– Железнодорожный подвижной состав может включать в себя несъемные самоходные
подвижные единицы на железнодорожном ходу, такие как мотовозы, дрезины,
специальные автомотрисы, железно-дорожно-строительные машины с автономным
двигателем и тяговым приводом, а также несамоходные подвижные единицы на
железнодорожном ходу, такие как железнодорожно-строительные машины без тягового
привода, прицепы и железнодорожный подвижной состав, включаемый в хозяйственные
поезда и предназначенный для производства работ по содержанию, обслуживанию и
ремонту сооружений и устройств железных дорог.
[ГОСТ
Р 55056-2012, статья 36]
12
самоходный специальный
железнодорожный подвижной состав: Специальный железнодорожный подвижной
состав, включающий в себя несъемные самоходные подвижные единицы на
железнодорожном ходу.
Примечание
– К несъемным самоходным подвижным единицам на железнодорожном ходу относят
мотовозы, дрезины, специальные автомотрисы, железнодорожно-строительные машины
с автономным двигателем и тяговым приводом.
[ГОСТ
Р 55056-2012, статья 37]
13
несамоходный специальный
железнодорожный подвижной состав: Специальный железнодорожный подвижной
состав, включающий в себя несамоходные подвижные единицы на железнодорожном
ходу.
Примечание
– К несамоходным подвижным единицам на железнодорожном ходу относят
железнодорожно-строительные машины без тягового привода, прицепы и специальный
железнодорожный подвижной состав, включаемый в хозяйственные поезда и
предназначенный для производства работ по содержанию, обслуживанию и ремонту
сооружений и устройств железных дорог.
[ГОСТ
Р 55056-2012, статья 38]
14 съемная единица железнодорожного подвижного состава: Единица
железнодорожного подвижного состава, включающая дрезину, ремонтную вышку на
электрифицированных участках, путевой вагончик, путеизмерительную,
дефектоскопную и другую тележку, которая может быть снята с пути обслуживающими
ее работниками вручную.
15
высокоскоростной
железнодорожный подвижной состав: Железнодорожный подвижной состав,
включающий в себя моторные и немоторные вагоны, предназначенные для перевозок
пассажиров и/или багажа, почты со скоростью более 200 км/ч.
[ГОСТ
Р 55056-2012, статья 39]
16
скоростной
железнодорожный подвижной состав: Железнодорожный подвижной состав,
включающий в себя локомотивы, пассажирские вагоны, моторвагонный подвижной
состав, предназначенные для обеспечения осуществления перевозок со скоростями
движения свыше 140 до 200 км/ч.
[ГОСТ
Р 55056-2012, статья 40]
17
конструкционная скорость
железнодорожного подвижного состава: Наибольшая скорость движения,
заявленная в технической документации на проектирование.
[ГОСТ
Р 55056-2012, статья 41]
18
допустимая скорость
движения железнодорожного подвижного состава: Скорость, устанавливаемая с
учетом технического состояния инфраструктуры железнодорожного транспорта,
подвижного состава, не превышающая его конструкционную скорость.
[ГОСТ
Р 55056-2012, статья 42]
19 непогашенное ускорение (железнодорожный подвижной
состав): Доля поперечного горизонтального ускорения при движении локомотива по
кривой, направленная вдоль оси колесной пары и определяемая силами со стороны
пути, не компенсированными за счет возвышения наружного рельса.
20 расчетный
режим движения (железнодорожный подвижной состав): Предельный по
допустимому нагреву тягового оборудования режим движения локомотивов и
моторвагонного подвижного состава с расчетной нагрузкой.
Безопасность железнодорожного подвижного состава
21
безопасность
железнодорожного подвижного состава: Состояние железнодорожного подвижного
состава, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением
вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц,
государственному или муниципальному имуществу, а также окружающей среде, жизни
или здоровью животных и растений.
[ГОСТ
Р 55056-2012, статья 400]
22 аварийная крэш-система: Устройство
железнодорожного подвижного состава, предназначенное для предотвращения или
снижения риска травмирования обслуживающего персонала и/или пассажиров в случае
столкновения и/или схода железнодорожного подвижного состава.
23 условия
безопасности движения поезда: Совокупность контролируемых состояний
объектов инфраструктуры, подвижного состава, смежных систем и устройств, при
которых обеспечивается безопасное движение поезда.
24 устройство
контроля бдительности машиниста: Устройство контроля состояния бодрствования
и адекватной реакции машиниста на подачу сигнала проверки бдительности при
ведении поезда.
25 устройство
контроля схода подвижного состава с рельсов: Устройство, предназначенное
для обнаружения схода колесных пар с рельсов или наличия волочащихся деталей.
26 электропневматический
клапан: Прибор для принудительного торможения в системах автоматической
локомотивной сигнализации и автоматического регулирования скорости.
27
габаритжелезнодорожного
подвижного состава: Поперечное перпендикулярное коси пути очертание, в
котором, не выходя наружу, должен помещаться установленный на прямом
горизонтальном пути при наиболее неблагоприятном положении в колее и отсутствии
боковых наклонений на рессорах и динамических колебаний как в порожнем, так и в
нагруженном состоянии железнодорожный подвижной состав, в том числе имеющий
максимально нормируемые износы.
[ГОСТ
Р 55056-2012, статья 405]
Тормозные системы и процессы торможения
28
тормозная система поезда: Совокупность тормозного оборудования
железнодорожного подвижного состава.
29 тормоз
железнодорожного подвижного состава: Комплекс составных частей единицы
железнодорожного подвижного состава, обеспечивающий создание искусственного
сопротивления его движению в целях снижения скорости движения до остановки и
удержания в неподвижном состоянии.
30 приборы
управления тормозами железнодорожного подвижного состава: Составная часть
тормозной системы железнодорожного подвижного состава, предназначенная для
управления тормозами непосредственно указанной единицы железнодорожного
подвижного состава.
31 торможение
железнодорожного подвижного состава: Процесс создания искусственного
сопротивления движению тормозными системами единиц железнодорожного подвижного
состава, обеспечивающий снижение скорости или остановку.
32 служебное
торможение железнодорожного подвижного состава: Торможение, обеспечивающее
плавное снижение скорости или остановки железнодорожного подвижного состава в
заранее предусмотренном месте.
33 экстренное
торможение железнодорожного подвижного состава: Торможение, применяемое в
случаях, требующих немедленной остановки железнодорожного подвижного состава
путем применения максимальной тормозной силы.
34 электрическое
торможение железнодорожного подвижного состава: Торможение тягового
железнодорожного подвижного состава, при котором тормозная сила создается при
преобразовании кинетической энергии тягового железнодорожного подвижного
состава в электрическую энергию путем перевода тяговых электродвигателей в
генераторный режим, а получаемая электроэнергия или возвращается в тяговую
сеть, или рассеивается в тормозных резисторах, установленных на тяговом железнодорожном
подвижном составе.
35 рекуперативное
торможение железнодорожного подвижного состава: Электрическое торможение
тягового железнодорожного подвижного состава, осуществляемое
электродинамическим тормозом, при котором высвобождаемая при переводе тяговых
электродвигателей в генераторный режим электрическая энергия передается в
контактную сеть.
36 реостатное
торможение железнодорожного подвижного состава: Электрическое торможение
тягового железнодорожного подвижного состава, осуществляемое электродинамическим
тормозом, при котором высвобождаемая при переводе тяговых электродвигателей в
генераторный режим электрическая энергия рассеивается в тормозных резисторах,
установленных на тяговом железнодорожном подвижном составе.
37 фрикционный
тормоз железнодорожного подвижного состава: Тормоз железнодорожного
подвижного состава, в котором торможение осуществляется прижатием специальных
фрикционных элементов к вращающимся поверхностям ходовых частей.
38 компрессорный
агрегат (железнодорожный подвижной состав): Агрегат, предназначенный для
производства сжатого воздуха, необходимого для обеспечения работоспособности
пневматической части тормозных систем и иного пневматического оборудования,
размещенного на железнодорожном подвижном составе.
39 автоматический
пневматический тормоз железнодорожного подвижного состава: Пневматический
тормоз железнодорожного подвижного состава, обеспечивающий экстренное
торможение при разъединении и/или разрыве тормозной магистрали воздухопровода.
40 электродинамический
тормоз железнодорожного подвижного состава: Тормоз тягового
железнодорожного подвижного состава, в котором сила торможения создается при
преобразовании кинетической энергии поезда в электрическую энергию переводом
тяговых электродвигателей в генераторный режим.
41 магниторельсовый
тормоз железнодорожного подвижного состава: Тормоз железнодорожного
подвижного состава, создающий тормозное усилие электромагнитным прижатием
тормозного башмака к рельсу.
42 стояночный
тормоз железнодорожного подвижного состава: Тормоз железнодорожного
подвижного состава с ручным или автоматическим приводом, расположенный на
единице железнодорожного подвижного состава и предназначенный для ее
закрепления на стоянке от самопроизвольного ухода, а также для принудительной
аварийной остановки при наличии ручного и/или автоматического привода внутри
единицы железнодорожного подвижного состава.
43 пневматический
тормоз железнодорожного подвижного состава: Тормоз железнодорожного
подвижного состава с пневматическим управлением.
44 электропневматический
тормоз железнодорожного подвижного состава: Тормоз железнодорожного
подвижного состава с электрическим управлением пневматическими тормозами.
45 кран
экстренного торможения (Нрк. стоп-кран): Тормозной кран, служащий
для выпуска воздуха из тормозной магистрали железнодорожного подвижного состава
и приведения в действие автоматических тормозов в случае необходимости
экстренной остановки.
46 противоюзная
система (железнодорожный подвижной состав): Система, предохраняющая
колесные пары от повреждения при торможении из-за скольжения, когда сила
сцепления колес с рельсами меньше тормозной силы.
47
тормозной путь поезда: Расстояние,
проходимое поездом за время от момента воздействия на приборы и устройства для
управления тормозной системой, в том числе срабатывания крана экстренного
торможения (стоп-крана), до полной остановки.
[ГОСТ
Р 55056-2012, статья 44]
Железнодорожный тяговый подвижной состав
48
железнодорожный тяговый
подвижной состав: Железнодорожный подвижной состав, обладающий тяговыми
свойствами.
[ГОСТ
Р 55056-2012, статья 49]
49
локомотив: Железнодорожный
тяговый подвижной состав, предназначенный для обеспечения передвижения по
железнодорожным путям поездов и отдельных вагонов.
[ГОСТ
Р 55056-2012, статья 50]
50
моторный вагон
моторвагонного железнодорожного подвижного состава: Вагон, на кузов
которого тяговое и тормозное усилия передаются посредством механической связи
обмоторенной колесной пары с кузовом.
[ГОСТ
Р 55056-2012, статья 51]
51
моторвагонный
железнодорожный подвижной состав: Железнодорожный подвижной состав,
включающий моторные и немоторные вагоны, из которых формируются электропоезда,
дизель-поезда, автомотрисы, рельсовые автобусы, дизель-электропоезда,
электромотрисы, предназначенные для перевозки пассажиров и/или багажа, почты.
[ГОСТ
Р 55056-2012, статья 35]
52 секция локомотива: Составная часть локомотива,
выполненная в одном кузове и имеющая в своем составе вспомогательное
оборудование.
53 секция
моторвагонного железнодорожного подвижного состава: Составная часть
моторвагонного железнодорожного подвижного состава, состоящая из нескольких
совместно работающих моторных и немоторных вагонов.
54
тепловоз: Автономный
локомотив, силовой установкой которого является двигатель внутреннего сгорания.
[ГОСТ
Р 55056-2012, статья 52]
55
паровоз: Автономный
локомотив, силовой установкой которого является тепловой двигатель внешнего
сгорания, преобразующий энергию нагретого пара в механическую работу.
[ГОСТ
Р 55056-2012, статья 53]
56
электровоз: Неавтономный
локомотив, приводимый в движение установленными на нем тяговыми
электродвигателями, получающими энергию от энергосистемы через тяговые
подстанции, контактную сеть или от собственной аккумуляторной батареи.
[ГОСТ
Р 55056-2012, статья 54]
57 многосистемный электровоз: Электровоз,
предназначенный для эксплуатации на участках, оборудованных контактной сетью
постоянного или переменного тока.
58
газотурбовоз: Автономный
локомотив, первичным двигателем которого является газовая турбина (ротационный
двигатель внутреннего сгорания).
[ГОСТ
Р 55056-2012, статья 55]
59
газотепловоз: Тяговая
железнодорожная подвижная единица с автономной энергетической установкой, в
составе которой применен двигатель внутреннего сгорания, использующий частично
или полностью газовое топливо.
[ГОСТ
Р 55056-2012, статья 56]
60
гибридный локомотив: Локомотив,
имеющий не менее двух источников энергии.
[ГОСТ
Р 55056-2012, статья 57]
61
дизель-электровоз: Локомотив,
двигателями которого являются двигатель внутреннего сгорания и
электродвигатель.
[ГОСТ
Р 55056-2012, статья 58]
62 мотовоз: Локомотив небольшой мощности, предназначенный
для маневровых работ на железнодорожных станциях и подъездных путях
предприятий, а также для обслуживания инфраструктуры железнодорожного
транспорта.
63 электропоезд:
Моторвагонный железнодорожный подвижной состав, получающий энергию от контактной
сети с помощью токоприемников, головные вагоны которого выполнены с кабиной
машиниста.
64 электромотриса:
Электропоезд, состоящий из одного моторного вагона с кабинами машиниста с
обеих сторон.
65 дизель-электропоезд:
Моторвагонный железнодорожный подвижной состав, получающий энергию на
электрифицированных участках железнодорожного пути от контактной сети с помощью
токоприемников, а на неэлектрифицированных участках – от собственной
энергетической установки.
66 дизель-поезд:
Автономный моторвагонный подвижной состав с дизельной силовой установкой,
состоящий из не менее двух вагонов и предназначенный для перевозки пассажиров.
67 рельсовый
автобус: Моторвагонный железнодорожный подвижной состав с одной или
несколькими дизельными силовыми установками, состоящий из одного, двух или трех
вагонов.
68 автомотриса:
Самоходный железнодорожный подвижной состав с двигателем внутреннего
сгорания дизельного или карбюраторного типа, состоящий из одного вагона,
предназначенный для обеспечения перевозок и обслуживания инфраструктуры
железнодорожного транспорта.
69 дрезина: Специальный
самоходный железнодорожный подвижной состав, передвигающийся по рельсам
механически с использованием ручного привода и служащий для обслуживания
инфраструктуры железнодорожного транспорта.
70 автодрезина:
Специальный самоходный железнодорожный подвижной состав, передвигающийся по
рельсам механически с использованием привода от двигателя внутреннего сгорания
и служащий для обслуживания инфраструктуры железнодорожного транспорта.
71 самоходный
вагон для испытания контактной сети: Единица специального самоходного
железнодорожного подвижного состава, используемая для диагностирования,
испытания контактной сети.
72 путеизмерительный
вагон (Нрк. путеизмеритель): Единица специального самоходного железнодорожного
подвижного состава, используемая для сплошного контроля состояния рельсовой
колеи под динамической нагрузкой.
73 рельсосварочная
машина: Единица специального самоходного железнодорожного подвижного
состава, используемая для сварки рельсов.
74 локомотив-рельсосмазыватель:
Локомотив, предназначенный для смазывания боковой поверхности рельсов и
гребней колесных пар с целью уменьшения шума и износа при движении поезда в
кривых участках пути.
75 головной
вагон моторвагонногожелезнодорожного подвижного состава: Вагон
моторвагонно-гожелезнодорожного подвижного состава, оборудованный кабиной
машиниста с пультом управления.
Примечание – Головной
вагон может быть моторным или немоторным.
76 немоторный
вагон моторвагонного железнодорожного подвижного состава: Вагон
моторвагонного железнодорожного подвижного состава, тяговое усилие на кузов
которого передается только через сцепное устройство, а тележки не имеют тяговых
двигателей.
77 кабина
машиниста железнодорожного подвижного состава: Огороженная перегородками
часть кузова железнодорожного подвижного состава, в которой расположены рабочие
места локомотивной бригады, приборы и устройства управления.
78 пультуправления
машинистажелезнодорожного подвижного состава: Комплексустройствдля управления
железнодорожным тяговым подвижным составом.
Механическая часть тягового подвижного состава
79
механическая часть железнодорожного тягового подвижного состава: Часть
тягового подвижного состава, предназначенная для размещения элементов
электрического, механического, тормозного и пневматического оборудования,
реализации тяговых и тормозных усилий и передачи их на железнодорожный
нетяговый подвижной состав.
80
электрический тяговый
привод железнодорожного тягового подвижного состава: Составная часть
железнодорожного тягового подвижного состава, служащая для создания вращающего
момента и передачи его от тягового электрического двигателя с помощью тяговой
передачи к колесной паре.
[ГОСТ
Р 55056-2012, статья 60]
81
гидравлический тяговый
привод железнодорожного тягового подвижного состава: Совокупность
гидравлических машин, позволяющих передавать энергию от ведущего элемента
трансмиссии железнодорожного тягового подвижного состава к ведомому элементу, а
от него на колесные пары.
[ГОСТ
Р 55056-2012, статья 61]
82
тяговая передача
железнодорожного тягового подвижного состава: Составная часть тягового
привода, служащая для передачи вращающего момента на ось колесной пары или
колесо.
[ГОСТ
Р 55056-2012, статья 62]
Электрическое оборудование и энергетические установки
железнодорожного тягового подвижного состава
83
электрическое
оборудование железнодорожного тягового подвижного состава: Оборудование
железнодорожного тягового подвижного состава, включающее тяговые генераторы,
тяговые электрические двигатели, коммутационные аппараты управления, устройства
защиты, токоприемники, вспомогательные электрические машины, устройства
освещения и аккумуляторные батареи, а на электровозах и электропоездах
переменного тока и двойного питания также тяговый трансформатор и
преобразователи параметров электрической энергии.
[ГОСТ
Р 55056-2012, статья 63]
84 тяговый электрический двигатель железнодорожного
подвижного состава: Электродвигатель в специальном исполнении, служащий для
создания вращающего и тормозного моментов, приводящий с помощью тяговой
передачи во вращение колесные пары тягового железнодорожного подвижного
состава.
85 коммутационные
аппараты железнодорожного подвижного состава: Устройства, предназначенные
для выполнения переключений в электрических цепях железнодорожного подвижного
состава.
86 аппараты
управления железнодорожного подвижного состава: Комплекс устройств, предназначенных
для регулирования параметров систем железнодорожного тягового подвижного
состава.
87 устройство
защиты электрических цепей [оборудования]: Устройство, предотвращающее
повреждение электрической цепи [оборудования] железнодорожного подвижного
состава при возникновении аварийных режимов.
Примечание -Аварийные
ситуации могут быть в виде коротких замыканий или перенапряжений в контактной
сети.
88
токоприемник
(железнодорожного электроподвижного состава): Устройство, предназначенное
для передачи электроэнергии от контактной сети на железнодорожный
электроподвижной состав.
[ГОСТ
Р 55056-2012, статья 133]
89
вспомогательные
электрические машины железнодорожного тягового подвижного состава:
Электрические машины,
обеспечивающие работу тяговых электрических двигателей, электрической и
пневматической аппаратуры, систем управления и торможения.
[ГОСТ
Р 55056-2012, статья 64]
90 тяговый трансформатор железнодорожного подвижного
состава: Силовой трансформатор переменного тока, преобразующий напряжение
контактной сети до значения, необходимого для работы тяговых электрических
двигателей, вспомогательных электрических машин, потребителей собственных нужд
электровозов, электропоездов и электрооборудования пассажирских вагонов.
91
энергетическая установка
железнодорожного тягового подвижного состава: Первичный двигатель и
вспомогательное оборудование автономного локомотива, предназначенные для
получения механической энергии и преобразования ее в электрическую для питания
тяговых электрических двигателей тягового подвижного состава или вращающие
колесные пары при использовании тягового гидравлического привода.
[ГОСТ
Р 55056-2012, статья 65]
92 дизель: Двигатель внутреннего сгорания с
воспламенением от сжатия.
93 дизель-генератор
железнодорожного тягового подвижного состава: Установка, состоящая из
дизеля, сочлененного стяговым генератором, который вырабатывает электроэнергию,
потребляемую тяговым электрическим двигателем железнодорожного тягового
подвижного состава.
94 генераторный
дизель-агрегат железнодорожного тягового подвижного состава: Установка,
состоящая из дизеля, сочлененного стяговым генератором, и электрического
генератора, используемая в качестве источника электроэнергии.
Системы управления
95 система
управления железнодорожного подвижного состава: Комплекс
электромеханического и электронного оборудования, предназначенный для
обеспечения режимов разгона, выбега, торможения и собственных нужд
железнодорожного подвижного состава.
Железнодорожный нетяговый подвижной состав
96
нетяговый железнодорожный
подвижной состав: Железнодорожный подвижной состав, не обладающий тяговыми
свойствами.
[ГОСТ
Р 55056-2012, статья 69]
97
железнодорожный вагон: Единица
железнодорожного нетягового подвижного состава, имеющая полезный объем для
размещения груза и пассажиров и оборудованная всеми необходимыми устройствами
для включения в состав поезда.
[ГОСТ
Р 55056-2012, статья 70]
98 грузовой вагон: Железнодорожный вагон,
предназначенный для перевозки грузов.
Примечание – К грузовым
вагонам относят: крытый вагон, полувагон, платформу, вагон-цистерну, вагон
бункерного типа, изотермический вагон, зерновоз, вагон-транспортер,
контейнеровоз, специальный вагон грузового типа и другие.
99 вагон
сочлененного типа: Грузовой вагон, состоящий из не менее двух полурам,
объединенных общими узлами для установки на тележку.
100 крытый
вагон: Грузовой вагон с крытым кузовом с распашными или сдвижными дверями
и/или люками, предназначенный для перевозки штучных, тарно-штучных,
пакетированных и насыпных грузов, техники, требующих защиты от атмосферных
осадков и несанкционированного доступа к грузу.
101 полувагон:
Грузовой вагон с кузовом без крыши, предназначенный для перевозки грузов,
не требующих защиты от атмосферных осадков.
102 вагон-транспортер:
Грузовой вагон, предназначенный для перевозки крупногабаритных и
тяжеловесных грузов.
103 изотермический
вагон: Грузовой вагон с термоизоляцией, предназначенный для перевозки
грузов, требующих поддержания в определенном диапазоне температуры груза в
течение ограниченного промежутка времени его доставки.
104 рефрижераторный
вагон: Изотермический вагон, предназначенный для перевозки скоропортящихся
грузов и имеющий принудительную систему для поддержания требуемой температуры в
течение заданного промежутка времени.
105 вагон-цистерна:
Грузовой вагон с кузовом в виде резервуара цилиндрической формы, имеющего
загрузочные люки, сливно-наливную, контрольную и запорную арматуру,
предназначенный для перевозки жидких грузов, сжиженных газов, сыпучих
пылевидных грузов.
106 платформа
(железнодорожный подвижной состав): Грузовой вагон, кузов которого состоит
из рамы, имеющей оборудование для перевозки длинномерных, штучных и сыпучих
грузов, контейнеров и техники, не требующих защиты от атмосферных осадков.
107 платформа
для комбинированных перевозок: Платформа, предназначенная для перевозки
контейнеров, автопоездов, автоприцепов, полуприцепов и съемных автомобильных
кузовов.
108 контрейлерная
платформа: Платформа, предназначенная для перевозки автопоездов,
автоприцепов, полуприцепов и съемных автомобильных кузовов.
109 вагон-хоппер
открытого типа: Грузовой вагон с кузовом без крыши, имеющий в нижней части
кузова бункера с люками и систему привода для выгрузки груза, предназначенный
для перевозки сыпучих и гранулированных грузов.
110 вагон-хоппер
закрытого типа: Грузовой вагон с кузовом с крышей, имеющий в нижней части
кузова бункера с люками и систему привода для выгрузки груза, предназначенный
для перевозки сыпучих и гранулированных грузов.
111 хоппер-дозатор:
Грузовой вагон с дозирующим механизмом, предназначенный для проведения ремонта,
реконструкции и строительства железнодорожного пути.
112 вагон-дефектоскоп:
Вагон, предназначенный для сплошного контроля головок рельсов участка пути
и выявления в них наружных и скрытых дефектов при движении в составе поезда.
113 вагон-рельсосмазыватель:
Вагон, предназначенный для смазывания боковой поверхности рельсов и гребней
колесных пар с целью уменьшения шума и износа при движении поезда в кривых
участках пути.
114 вагон-самосвал
(Нрк. думпкар): Грузовой вагон с устройством для перевозки, механизированной
погрузки и разгрузки сыпучих и кусковых грузов.
115 вагон
бункерного типа: Грузовой вагон с бункерами для выгрузки сыпучих и
гранулированных грузов, имеющий систему аэропневмовыгрузки с использованием
осушенного воздуха.
116 пассажирский
вагон: Железнодорожный вагон, предназначенный для перевозки пассажиров
и/или багажа, почтовых отправлений.
117 двухэтажный
пассажирский вагон: Пассажирский вагон, в котором для увеличения
пассажиро-вместимости устроены два салона для пассажиров – один над другим.
118 база
вагона (железнодорожный подвижной состав): Расстояние между центрами
пятников вагона.
119
грузоподъемность
железнодорожного вагона: Наибольшая суммарная масса груза и/или пассажиров,
допустимая к перевозке в данном типе железнодорожного вагона, исходя из его
конструктивных особенностей, предусмотренных конструкторской документацией на
него.
[ГОСТ
Р 55056-2012, статья 71]
120
таражелезнодорожного
вагона: Собственная масса железнодорожного вагона в порожнем состоянии.
[ГОСТ
Р 55056-2012, статья 72]
121 салон пассажирского вагона: Огороженная
перегородками часть пассажирского вагона, предназначенная для размещения
пассажиров, оборудованная системами обеспечения микроклимата и
жизнедеятельности.
122 тамбур
пассажирского вагона: Часть вагона, огороженная перегородками, отделяющая
вход в вагон от салона, кабины машиниста, багажного отсека или служебных
помещений.
Механическая часть нетягового подвижного состава
123 колесная
пара с неподвижными колесами, установленными на оси: Сборочная единица,
состоящая из оси, неподвижно закрепленных двух колес, дисковых тормозов при их
наличии, буксовых узлов и других деталей, которые не могут быть демонтированы
без расформирования колесной пары.
124 колесная
пара с подвижными колесами, установленными на оси: Сборочная единица,
состоящая из оси, подвижных в осевом направлении двух колес, дисковых тормозов
(при их наличии), замковых механизмов для фиксации колес на оси, буксовых узлов
и других деталей, которые не могут быть демонтированы без расформирования
колесной пары.
125 рама
вагона: Составная несущая металлоконструкция кузова вагона, на которой
размещаются автосцепное устройство, часть тормозного оборудования, пятники,
которыми вагон опирается на подпятники тележек.
126 кузов
вагона (железнодорожный подвижной состав): Несущая металлоконструкция,
предназначенная для размещения перевозимого груза, пассажиров, багажа, систем
жизнеобеспечения и специального оборудования.
127 колесный
блок (железнодорожный подвижной состав): Сборочная единица, состоящая из
двух независимых колесных узлов, прикрепленных к раме колесного блока с
возможностью движения по колее постоянной ширины или со сменой ширины колеи.
128 колесный
узел (железнодорожный подвижной состав): Сборочная единица, состоящая из
оси, неподвижно закрепленного колеса с тормозными дисками, наружного и внутреннего
буксовых узлов и других деталей, закрепленных на колесном узле.
Электрическое оборудование и энергетические установки
железнодорожного нетягового подвижного состава
129 энергетическая
установка железнодорожного нетягового подвижного состава: Дизельный
двигатель, генератор переменного или постоянного тока, электромашинный агрегат
и аккумуляторная батарея, обеспечивающие автономно и от внешних источников
электроэнергией нетяговый подвижной состав во время движения по
железнодорожному пути и на стоянках.
130 пульт
управления электрическим оборудованием железнодорожного нетягового подвижного
состава: Комплекс электрических и механических устройств, обеспечивающих
включение или выключение, контроль функционирования и защиту электрического
оборудования нетягового подвижного состава.
Алфавитный указатель терминов на русском языке
автобус рельсовый |
67 |
автодрезина |
70 |
автомотриса |
68 |
агрегат |
38 |
аппараты |
85 |
аппараты |
86 |
база |
118 |
база |
5 |
безопасность |
21 |
блок |
127 |
вагон |
115 |
вагон |
98 |
вагон-дефектоскоп |
112 |
вагон |
71 |
вагон |
97 |
вагон |
103 |
вагон |
100 |
вагон |
75 |
вагон |
50 |
вагон |
76 |
вагон |
116 |
вагон |
117 |
вагон |
72 |
вагон-рельсосмазыватель |
113 |
вагон |
104 |
вагон-самосвал |
114 |
вагон |
99 |
вагон-транспортер |
102 |
вагон-хоппер |
110 |
вагон-хоппер |
109 |
вагон-цистерна |
105 |
габарит |
27 |
газотепловоз |
59 |
газотурбовоз |
58 |
грузоподъемность |
119 |
двигатель |
84 |
дизель |
92 |
дизель-агрегат |
94 |
дизель-генератор |
93 |
дизель-поезд |
66 |
дизель-электровоз |
61 |
дизель-электропоезд |
65 |
дрезина |
69 |
думпкар |
114 |
единица |
2 |
единица |
14 |
кабина |
77 |
клапан |
26 |
кран |
45 |
крэш-система |
22 |
кузов |
126 |
локомотив |
49 |
локомотив |
60 |
локомотив-рельсосмазыватель |
74 |
машина |
73 |
машины |
89 |
мотовоз |
62 |
оборудование |
83 |
пара |
6 |
пара |
123 |
пара |
124 |
паровоз |
55 |
передача |
82 |
переходник |
10 |
платформа |
106 |
платформа |
107 |
платформа |
108 |
полувагон |
101 |
приборы |
30 |
привод |
81 |
привод |
80 |
пульт |
78 |
пульт управления электрическим оборудованием |
130 |
путеизмеритель |
72 |
путь |
47 |
рама |
125 |
регуляторы |
131 |
режим |
20 |
салон |
121 |
секция |
52 |
секция |
53 |
система |
28 |
система |
46 |
система |
95 |
скорость |
18 |
скорость |
17 |
состав |
1 |
состав |
15 |
состав |
51 |
состав |
96 |
состав |
16 |
состав |
11 |
состав |
13 |
состав |
12 |
состав |
48 |
стабилизаторы |
131 |
стоп-кран |
45 |
тамбур |
122 |
тара |
120 |
тележка |
4 |
тепловоз |
54 |
токоприемник |
88 |
токоприемник |
88 |
торможение |
31 |
торможение |
35 |
торможение |
36 |
торможение |
32 |
торможение |
33 |
торможение |
34 |
тормоз |
29 |
тормоз |
41 |
тормоз |
43 |
тормоз |
39 |
тормоз |
42 |
тормоз |
37 |
тормоз |
40 |
тормоз |
44 |
трансформатор |
90 |
узел |
128 |
ускорение |
19 |
условия |
23 |
установка |
129 |
установка |
91 |
устройство |
9 |
устройство |
7 |
устройство |
8 |
устройство |
87 |
устройство |
87 |
устройство |
24 |
устройство |
25 |
хоппер-дозатор |
111 |
часть |
3 |
часть |
79 |
электровоз |
56 |
электровоз |
57 |
электромотриса |
64 |
электропоезд |
63 |
Ключевые
слова: железнодорожный подвижной состав, термины и определения
стр. 1
стр. 2
стр. 3
стр. 4
стр. 5
стр. 6
стр. 7
стр. 8
стр. 9
стр. 10
стр. 11
стр. 12
стр. 13
стр. 14
стр. 15
стр. 16
стр. 17
стр. 18
стр. 19
стр. 20
Наши преимущества
Регистрация документов
Выдаваемые документы включены в реестры ФСА в соответствии с действующим законодательством. Мы являемся членом Таможенного союза и включаем в себя все области аккредитации.
Лояльный подход
Оформление документов в соответствии с потребностями и желаниями клиента. Грамотная консультация по необходимым требованиям относительно Вашей продукции или услуг.
Срок оформления
Оперативное оформление и регистрация документов, сжатые сроки выполнения работ. При необходимости возможна регистрация документов в день обращения.
Профессиональные специалисты
Наши эксперты по сертификации обладают необходимой квалификацией в сфере подтверждения соответствия и имеют необходимое высшее техническое образованием.
Широкий выбор
Широкий выбор оформляемых документов. Не нужно искать десятки компаний, все документы можно оформить в одном месте.
Мы всегда рядом
Доставка документов во все страны и города, курьерской службой доставки. Нашими клиентами уже являются крупнейшие и частные поставщики и производители Таможенного союза.
Команда наших специалистов
Занимаюсь сертификацией 4 года. Специализируюсь на различных направлениях.
Более 15 лет сертифицирую продукцию для крупных Российских предприятий
Специализируюсь на промышленной и пищевой сертификации
Я занимаюсь подготовкой документации и сопровождением сделок